Нейропсихологическая диагностика и коррекция

neyropsihologiya

У родителей, получивших рекомендацию отвести ребенка к нейропсихологу, неизменно возникают вопросы о том, что же это такое - нейропсихология? Есть отличие от «просто» психологии? Это что-то медицинское? А что делает нейропсихолог с ребенком? И, собственно, кому, чем и как может помочь нейропсихологическая коррекция?

Нейропсихология — раздел клинической психологии, лежащий на стыке психологии, медицины и нейробиологии, нацеленный на изучение связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением.

За этим длинным научным определением лежит простая идея о том, что все присущие человеку психические функции (а это и память, и внимание, и движение, и многие другие…) реализуются соответствующими отделами и системами головного мозга. Нейропсихологи занимаются помощью в восстановлении всех функций мозга после травм, инсультов и др. трудностей, возникающих у взрослых и детей (в том числе родовых травм). В нейропсихологии детского возраста разработаны также и специальные методы, направленные на помощь и стимуляцию развития в формировании слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга.

Программа нейрокоррекции составляется индивидуально для каждого ребенка на основании анализа результатов диагностики. В целом она состоит из двух связанных частей: двигательной и когнитивной. То есть в течение занятия ребенок достаточное время двигается, занимается различными задачами и играми. Комплексная нейрокоррекция подразумевает также включение в занятия работу с эмоциональными и поведенческими проблемами психологическими и даже элементами психотерапевтических методов, как например, расслабление с помощью холистического массажа.

Нейропсихологическая диагностика - метод безаппаратный и безвредный, не медицинский, а психологический. Процедура диагностики состоит из набора проб, созданных основоположником нейропсихологии отечественным ученым Александром Лурия. Это несложные движения и рисунки, ответы на вопросы и небольшие задачи, которые даются ребенку в непосредственном общении.

В процессе обследования можно сделать четкое заключение о состоянии внимания, памяти, возможностей контроля, пространственного представления, двигательных функций, речи и мышления ребенка и их соответствии существующим возрастным нормам.

Диагностика проводится в присутствии родителей, наглядно демонстрируя первопричины трудностей обучения или поведения ребенка.


С какими детьми работает нейропсихолог?

В первую очередь, нейропсихолог работает с детьми, испытывающими трудности в обучении и общении, поведения, имеющими особенности развития нервной системы.

Кроме того, нейропсихолог работает с детьми, у которых выявлены нарушения развития или недостачная зрелость нервной системы и психо-эмоционального развития по различным причинам.

Нейропсихологическая диагностика и коррекция может проводиться с детьми в возрасте от 3-4 до 12 лет. Наибольший эффект достигается при раннем начале работы (до 9-10 лет), которая охватывает сензитивные периоды развития различных зон мозга. В дальнейшем пластичность мозга уменьшается, и положительные результаты занятий менее выражены, требуется значительно большее включение психологических методов для мотивации и, как правило, дополняющей серии психотерапевтических встреч для снятия устойчивых негативных состояний и налаживания нормального реагирования всей системы.

В итоге занятий:

  • ребенок обучается правильному восприятию пространства;
  • улучшается крупная и мелкая моторика (уходят проблемы с одеванием, неуклюжесть, проблемы с рисованием и письмом);
  • улучшается артикуляция и речь;
  • улучшается внимание и память;
  • улучшается мышление и творческие возможности;
  • повышается усидчивость;
  • уменьшается агрессивность, плаксивость;
  • повышается контроль за своим поведением;
  • как следствие, повышаются возможности обучения;
  • улучшается общее состояние здоровья (простудные заболевания, аллергии, энурез, тики и др.).

Минимальный курс, дающий заметный и продолжительный результат, составляет 20-25 занятий. В конце курса нейропсихолог обязательно проводит повторную диагностику для выявления полученных результатов и составляет прогноз на дальнейшее развитие ребенка и возможную или необходимую нейропсихологическую помощь. Даются рекомендации родителям.

Устойчивые длительные результаты достигаются при прохождении двух-трех курсов с перерывом 1-2 мес, иногда требуется 1-2 курса через два-три года при достижении следующего значимого возрастного периода.

Приведем примерную программу развития ребенка с помощью психологов и нейропсихологов. Например, у ребенка был диагностирован СДВГ в средней или высокой степени, он успешно и результативно прошел три курса нейрокоррекции в возрасте 6 лет (два до школы и один в первом классе), далее в 9 лет (взросление, увеличение учебных нагрузок…) ребенку потребовалось еще два курса нейрокоррекции с дополнением песочной психотерапией, в 12 лет ребенок проходит 6-месячный курс психотерапии с элементами нейрокоррекции (сложности в связи с началом пубертатного периода). И теперь он может опять же успешно проходить группы общения (подростковые тренинги), где он легко включается в упражнения и принимается товарищами по группе. Результаты: ребенок успешен в учебе, имеет хорошие взаимоотношения с учителями и сверстниками, родители не перегружены ежедневной помощью в уроках.


В заключение хочу сказать, что нейропсихология – это не страшно, это наука и ее практические достижения, нейрокоррекция – это здорово и интересно для ребенка, это облегчение для родителей! Нейрокоррекция – это помощь здоровым детям в преодолении трудностей, возникающих при адаптации к современному темпу жизни и системе образования. Одновременно это и помощь детям с различными нарушениями развития. Одновременно это и помощь детям с различными нарушениями развития. И пусть слово «коррекция» вас не пугает, в нашем центре мы зачастую заменяем его на «нейро-развитие».