Физиология подростка и «симуляция» болезни

Автор: Ольга Пережогина.

A-boy-growing-up

По мнению многих исследователей, мозг несовершеннолетних детей функционирует совершенно не так, как мозг взрослых, и отличия здесь не только психологические, но и физиологические.

Анатомическое строение головного мозга подростка уже почти такое же, как у взрослого. Уже к семи годам мозг вырастает до 95% своего взрослого объема, но лишь к четырнадцати годам сложный узор борозд и извилин приобретает окончательную форму. Многочисленные нервные структуры, центры, проводящие пути также в основном уже достигают своих морфологических вершин. Но функционально мозг еще в пути: образуются новые временные связи, совершенствуется аналитическая и синтетическая деятельность, интенсивно загружаются кладовые памяти.
Высшая нервная деятельность подростка отличается своеобразными функциональными нюансами. Вот некоторые из них:

  • -временные трудности в образовании условных рефлексов,
  • -повышенная возбудимость,
  • - преобладание процессов возбуждения над торможением,
  • - внушаемость подростка становится выше по отношению к сверстникам, но ниже по отношению к близким взрослым,
  • - эмоциональность и неуравновешенность возрастают.

Вот откуда резкая смена настроений, критическое отношение к окружающему и, особенно, к взрослым, желание ничего не принимать на веру, все проверять и оценивать самому.
Вегетативная нервная система становится особенно возбудимой: из-за этого легко наступают колебания частоты пульса, сосудистые расстройства, иногда даже появляется боль в области сердца, повышается потливость.
«Дышу – значит, живу» – этот афоризм лишний раз подчеркивает, что дыхание является главным условием существования. Но тканям, в том числе мозгу, мало существовать – они должны развиваться. И организм растущего подростка жадно потребляет кислород: на килограмм веса в среднем ему необходимо 5-б миллилитров, а взрослому – 4-4,5 миллилитра. Повышенная потребность в кислороде непрерывно подстегивает органы дыхания, заставляет их работать более напряженно. Дыхательная функция еще «непрактична»: каждые 100 миллилитров кислорода взрослый извлекает из 2,5 литра воздуха, поступающего в легкие, а подросток – только из 3 литров. Функциональные возможности аппарата дыхания также пока несовершенны: и жизненная емкость легких, и максимальная легочная вентиляция заметно меньше, чем у взрослых. Представляете насколько подросткам важнее быть на свежем воздухе, чем взрослым. И не зря они так стремятся гулять, не только жажда общения гонит их на улицу, но и желание организма быть здоровым.
В снабжении организма кислородом велика роль сердечно сосудистой системы. А она как раз особенно остро переживает трудности роста. И все же сердце подчас не поспевает за увеличением общих размеров тела. Да и в системе самого сердца не всегда царит полное единение. Иногда проводящая система заканчивает свое развитие раньше мышечной, это может стать источником временных нарушений самочувствия, проявляющихся головной болью, головокружением.
Еще одно возрастное своенравие сердечно сосудистой системы: увеличение емкости полостей сердца опережает увеличение просвета сосудов. В итоге у подростка нередко возникает так называемая юношеская гипертония.
Для построения новых тканей, увеличения размеров тела необходим дополнительный приток энергии. Энергетический обмен у подростка активизируется и, значит, увеличивается теплообразование. А вот процессы теплоотдачи не сразу приходят в соответствие с этими новыми условиями. Несовершенство терморегуляции, повышенная чувствительность к температурным колебаниям – еще одна особенность подростка.
Анализируя сложный узор происходящих изменений, трудно подчас разграничить их: одна ниточка тянет за собой другую, другая – третью.
Мы еще ничего не сказали о гормонах, а за ними в переходном возрасте главное слово. Ведь это своего рода химические мосты между отдельными системами организма. У подростка усиливается гормональная функция гипоталамуса и гипофиза, ослабляется функция вилочковой железы (тимуса). Это определяет новое звучание всего эндокринного оркестра.
Бурно растет щитовидная железа. Ее гормоны проявляют себя своеобразно: они влияют на поведение, вызывая гамму, казалось бы, странных для «почти взрослого» человека реакций – раздражительность, обидчивость, плаксивость.

Организм человека – сложнейшая и одновременно очень «продуманная» система, имеющая в себе механизмы для развития и самовосстановления. Все многочисленные звенья в этой системе взаимосвязаны, и одно изменение влечет за собой множество других. Вот почему перестройка организма у подростка не всегда происходит быстро и плавно, на нее требуется и время, и силы.
Высокие темпы роста, мощные скачки в развитии функций отдельных органов, бурные биохимические изменения в крови и тканях предъявляют серьезный счет организму подростка. По счету необходимо расплачиваться и оплата производится благодаря перестройке всего «внутреннего хозяйства». Своеобразные изменения, характерные для этого возрастного периода, носят функциональный, временный характер. В большинстве случаев они выражены не резко, но могут быть и очень яркие неожиданные проявления.

Чуткий,щадящий и, главное, внимательный, подход к подростку необходим для сохранения здоровья и увеличения его возможностей. Особенно, в те периоды, когда к растущему организму предъявляются повышенные требования, когда нужна максимальная мобилизация всех его функций, например, во время усиленной умственной работы, экзаменов, подготовки к спортивным соревнованиям.

В условиях такого огромного мегаполиса, обладающего своеобразной экологией, как Москва, одним из частых проявлений физиологического сбоя именно в подростковом возрасте является синдром хронической усталости (СХУ). СХУ является болезнью дезадаптации организма в ответ на наложение нескольких факторов: внутренней возрастной несбалансированности и внешних стрессирующих воздействий среды. Неспособность самостоятельно побороть свою усталость, изба­виться от других сопутствующих симптомов, увели­чить активность и вернуться к нор­мальному образу жизни и учебе.

Родителям подростков особенно важно понимать как важно вовремя при наличии первых даже сомнительных симптомов дезадаптации обратиться к грамотной медицинской и направленной психологически-психотерапевтической помощи.   Физиологические симптомы, наблюдаемые родителями или описанные подростком, зачастую оказываются не имеющими органических причин и носят нестойкий характер. Тем не менее, основания для обращения к профессиональной помощи есть, – это сам подростковый возраст! А помощь уже может носить различный, в том числе релаксационный и поддерживающий характер.

Большинство жалоб по поводу психосоматических симптомов представляет собой реакцию на психосоциальный дистресс, нежели просто попытку воздействия подростка на родителей или на врача, то есть симуляцию. Симуляция – это действия, находящиеся под волевым контролем человека, она является обдуманным представлением ложных или усиленных физиологических или психологических симптомов. Симуляция, конечно, встречается при нежелании посещать школу или другие нежеланные занятия, но по опыту психологов большинство подростков не применяют эти симптомы таким, абсолютно намеренным образом, напротив, даже за «придуманной» симптоматикой, как правило, обнаруживается истощение нервной системы, т.е. все тот же СХУ. И лучше как говорится «перебдеть», чем упустить реальные трудности ребенка.  Подростки с манипулятивными склонностями могут получать определенную вторичную выгоду и от реальных симптомов. Например, родители менее склонны наказывать детей или подростков за их плохие оценки или поведение при наличии у них соматических жалоб. Таким образом, родители могут ненамеренно усиливать симптомы, освобождая своих подростков от нормальных обязанностей во время пропуска школы и др.

Многие родители оказывают большое как прямое, так и непрямое давление на своих подростков, как в отношении физического развития, так и в отношении школьной успеваемости. И часто подростковые симптомы могут являться посланием родителям, чтобы те «отстали» или изменили свое авторитарно-контролирующее поведение на искренний интерес к личности ребенка (а не только к его успехам-неуспехам!) и создание условий для максимально равноправных партнерских отношений. Безусловно, количество ответственностей у взрослого больше, чем у подростка, в силу объективной материальной и юридически-социальной зависимости подростка. При этом его гормональные изменения подталкивают его к борьбе за независимость и возникают неизбежные противоречия, вплоть до серьезного конфликта. Повышенная ответственность взрослого как раз и заключается в понимании и учитывании этих объективных обстоятельств и субъективных особенностей подрастающего ребенка.

Лечение и консультирование

Разрешение психосоматических проблем начинается при первой беседе с установления доверия. Психолог, работающий с подростком и его родителями, убеждает подростка и его семью, что он понимает как реальность симптомов, так и то, что они вызывают беспокойство, дискомфорт и неудобства. Он должен также выразить озабоченность и благополучием пациента вообще, включая его академическую или социальную активность. Помимо выражения искренней озабоченности, он должен сделать четкое утверждение о неорганической природе психосоматического симптома и дать рекомендации дальнейших действий. Семьям, отказывающихся признать серьезность жалоб при отсутствии органических причин, психолог и врач объясняют, что хотя в настоящее время и не обнаруживаются органические причины, но имеющиеся симптомы могут быть остаточными или ранними проявлениями болезни (в том числе СХУ), которая находится в процессе излечения или, которую мы можем профилактировать. Процессы восстановления дисбаланса системы выставляют большие требования к организму. Для облегчения этого восстановительного процесса полезно снизить внешние стрессорные влияния (например, чрезмерную академическую нагрузку) и начать постепенное возвращение к нормальной деятельности, чтобы помочь организму восстановить свои силы. Мы считаем, что такое объяснение дает возможность некоторым подросткам спасти лицо, и помогает родителям принять роль стресса в болезни и здоровье.

Антидепрессанты могут применяться у некоторых пациентов с психосоматическими проблемами, включая рецидивирующую боль и депрессивные симптомы, даже если они не соответствуют всем критериям большой депрессии. Психолог не назначает лекарственных препаратов, но может направить к соответствующему врачу неврологу или психоневрологу.

Хорошей поддержкой системе и даже во многих случаях основным лечением могут быть гомеопатические методы, безусловно, под контролем врача-гомеопата, специализирующегося на подобных проблемах и образованным в отношении подростковой психологии. Однако, основное внимание по нашему мнению должно быть направлено на специальные упражнения на релаксацию и управляемые представления, а также на др. немедикаментозные психотерапевтические методы. Применяя техники телесно-ориентированной терапии, направленной визуализации, аутогенной тренировки, элементов йоги (с учетом подросткового возраста!), подростки оказываются способными идентифицировать признаки напряжения, вызываемые стрессом, и осуществлять контроль своего состоянием в целом и над отдельными симптомами.